Главбух — второй человек в компании после директора. Он имеет доступ к наличным средствам, совершает банковские операции, ведёт налоговый и финансовый учет. Сотрудник, который управляет «кошельком» организации, должен быть не только компетентным, но и порядочным. Казалось бы, руководители это понимают, но всё равно продолжают обжигаться, не желая обременять себя «лишними» знаниями.
К нам обращаются директора малых и средних предприятий. Кто-то сам записывается на курсы, кто-то присылает помощников и доверенных лиц, то есть тех, в ком не приходится сомневаться. У всех имеются свои доводы, продиктованные чаще, увы, негативным опытом.
История №1. Павел всегда считал, что каждый должен заниматься своим делом. Будучи владельцем небольшого производства, он всецело доверял главбуху — опытному профи с многолетним стажем — и даже вручил ему ключ с электронной цифровой подписью. Всё изменилось в один день, когда Павел решил запросить в банке выписку по расчётному счету — некоторые платежи показались ему сомнительными. Так руководитель узнал о том, что главбух регулярно переводит деньги на свои счета.
Уволив бухгалтера, Павел записался на курсы. Если бы в компании был сведущий в вопросах бухгалтерии человек, подлог удалось бы вовремя заметить. Внимательный руководитель, обнаружив подозрительные утечки денежных средств, мог бы привлечь стороннего специалиста для аудита и тем самым обезопасить себя. Но для этого нужно знать основы бухучета — ведь финансовые махинации не ограничиваются переводами средств на «левые» счета.
История №2. «С кем не бывает», — подумал Максим, получив уведомление о штрафе за нарушение сроков уплаты страховых взносов в ПФР. Бухгалтер новый, ещё не освоился на месте — ошибиться может каждый. Тогда Максим ещё не мог предположить, что через год ему придётся закрывать фирму — потому что горе-специалист за время своей работы наделал столько ошибок, что проще было создать новое юрлицо, чем восстанавливать бухгалтерию в старом.
Впрочем, специалиста на стороне искать не пришлось. У бухгалтера был толковый и вдумчивый помощник, который вёл учет первичных документов — не хватало только опыта и специальных знаний. Владелец компании отправил его на переподготовку, после чего повысил в должности — в некоторых случаях стоит обратить внимание на потенциал имеющегося сотрудника и дать возможность реализовать его.
История №3. Оформив ИП, Андрей решил, что на стартовом этапе сам будет вести бухгалтерию — по его мнению, используя общедоступные материалы, при желании можно освоить что угодно. Через месяц предприниматель понял, что большую часть своего времени тратит на изучение основ бухучета — чтобы разобраться в вопросе, он вынужден читать всё подряд, в том числе неактуальные и недостоверные данные.
В этом случае руководитель выводы сделал быстро. Андрей не отказался от идеи самостоятельного учета — его финансовые возможности пока что не позволяли нанять специалиста — но записался на курсы начинающих бухгалтеров, где его научили всему, что должен знать, уметь и делать профессионал. Времени на это ушло в несколько раз меньше — качество же знаний сравнивать не приходится.
Должен ли руководитель предприятия знать основы бухучета?. Однозначного ответа никто не даст. Всё зависит от масштаба компании. В малом или среднем бизнесе налоговый и финансовый учет зачастую ведёт один-единственный бухгалтер (в некоторых случаях даже удалённо), и здесь важно понимать, что ошибки грозят не только штрафами и переплатами, но и конфликтами с проверяющими органами.
В организации должен быть компетентный человек, который способен контролировать деятельность бухгалтера и адекватно оценивать качество его работы. Этим человеком может быть сам директор или его доверенное лицо — кем бы он ни был, без профильных знаний не обойтись. Знания — это залог осведомленности, в то время как осведомленность — это залог безопасности.